Федеральные государственные образовательные стандарты

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего,  среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего,  среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:

  • требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Общее образование

Среднее профессиональное образование

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование (бакалавриат)

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата.

Высшее профессиональное образование (специалитет)

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки специалитета.

Высшее профессиональное образование (магистратура)

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки магистров.

Была ли эта статья полезной?

Комментарии

  • Avatar
    Вера Тузова

    Резолюция Всероссийского совещания по ФГОС

    Министерство образования и науки РФ подготовило письмо, содержащее резолюцию всероссийского семинара-совещания "Организация введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования".

    19-20 апреля 2012 года Минобрнауки России совместно с Департаментом образования города Москвы провело традиционный ежегодный Всероссийский семинар-совещание по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования.

  • Avatar
    Вера Тузова

    7.06.2012 г. Министерство юстиции Российской Федерации зарегистрировало проект федерального государственного стандарта образования (ФГОС) для старших классов. Теперь школьники самостоятельно выбирают, какие предметы и на каком уровне изучать в 10-11 классах. Кроме того, введён третий обязательный ЕГЭ — по иностранному языку.

    17 мая 2012 года Андрей Фурсенко в ранге и. о. министра подписал итоговый проект федерального государственного стандарта образования (ФГОС), после чего он уже при новом главе Минобрнауки, Д. Ливанове, был передан на рассмотрение в Минюст. Важно, что ФГОС должен стать обязательным для российских школ только в 2020 году.

    ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

    Новый ФГОС предполагает, что в старших классах обязательными будут лишь часть предметов: Математика, Русский язык и литература, Иностранный язык, История (или же «Россия в мире»), ОБЖ, 
    Физкультура.

    Еще три или четыре курса школьники могут выбрать по собственному желанию, но так, чтобы изучать за бюджетный счет не более 37 часов в неделю (сейчас государство оплачивает 36 часов).

    Все предметы делятся на два уровня — базовый и профильный, для углубленного изучения.

    «В новом стандарте нашла воплощение идея вариативного образования, когда каждый ученик ищет индивидуальный путь развития, — заявил «Ъ» психолог, академик Российской академии образования Александр Асмолов. — Раньше школьник должен был по памяти воспроизводить полученные в школе знания, теперь он должен будет мыслить, а не просто вспоминать».

    ПРОФИЛИ ОБУЧЕНИЯ

    Если старшеклассник не может составить себе индивидуальное расписание, он может воспользоваться готовым профилем обучения.

    Всего таких профилей пять: естественно-научный; гуманитарный; социально-экономический; технологический; универсальный (в документе не раскрывается содержание каждого профиля).

    «Одним из рисков вариативного обучения является узкая специализация: не все в 15 лет уверены, физики они или лирики,— пояснил господин Асмолов. — Специально для них введен универсальный профиль, где акцент делается на развитии общих способностей ученика».

    ИТОГИ ОБУЧЕНИЯ
    Каждый выпускник должен будет под руководством тьютора (наставника) подготовить индивидуальную работу — «завершенное учебное исследование или разработанный проект».

    ЕГЭ
    Помимо математики и русского языка ученики обязаны будут сдать экзамен по иностранному языку. Также ЕГЭ можно будет сдавать по нескольким уровням сложности — предполагается, что лучшие вузы страны будут зачислять студентов только по итогам продвинутого экзамена.