Как упростить жизнь сотрудникам школы и избавить их от лишней работы? Отказаться от бумажной отчетности! Именно для этого предназначен проект по переходу на безбумажный вариант ведения журналов успеваемости (далее - ББЖ), участвовать в котором с каждым годом готовы все больше образовательных организаций.
Существует нормативная база, которая обязывает школы и другие образовательные организации предоставлять информацию в электронном виде об успеваемости ученикам и их родителям, а также прямо или косвенно регулирует переход школы на безбумажный формат ведения отчетности.
Как же стать школой ББЖ?
Мы выработали 6 шагов, которые нужно сделать на пути к становлению школой будущего.
Шаг 1. Выбор электронного журнала и создание в школе среды, позволяющей учителям успешно обучаться работе в такой системе.
Как любой первый шаг, обучение сотрудников и налаживание работы с электронным журналом является самым сложным и продолжительным на пути становления школой ББЖ. Однако он крайне необходим, ведь без этого этапа будет очень трудно оценить возможности школы по-настоящему отказаться от ведения бумажной отчетности.
Подготовка по переходу на безбумажный вариант ведения журналов окончена. Электронная система, в которой будет собираться вся информация по успеваемости учеников школы выбрана, сотрудники научились с ней работать, и на этом этапе уже происходит дублирование информации в электронном и в бумажном виде.
Шаг 2. Оценка эффективности работы сотрудников школы в электронном журнале и принятие решения о переходе на ББЖ.
Вот основные параметры, которые помогут оценить готовность школы к переходу на безбумажный вариант ведения журналов успеваемости (ББЖ):
- Психологическая и моральная готовность педагогов к переходу на ББЖ.
- Достаточный уровень компьютерной грамотности педагогов.
- Достаточное техническое оснащение школы.
- Готовность администрации школы и педагогов работать с родителями и популяризировать информатизацию образовательных процессов.
- Достаточный уровень активности в системе как родителей, так и учеников.
Иными словами, нужно оценить, насколько школа готова к такому шагу в данный момент, оценить сложность и сроки полного отказа от дублирования информации в бумажном виде.
Шаг 3. После принятия положительного решения по переходу на ББЖ школа уведомляет свою управляющую организацию о решении отказа ведения бумажного журнала.
Шаг 4. Один из самых важных шагов. Школа выпускает приказ о переходе на ББЖ. После выпуска такого документа школа официально считается перешедшей на безбумажный вариант ведения отчетности.
Шаг 5. Образовательной организации необходимо продумать и описать все аспекты своей работы с электронным журналом в специальных локальных актах, обозначить в них зоны ответственности и задачи как школы в целом, так и отдельных сотрудников.
Шаг 6. Завершающий шаг. Необходимо выполнить контроль над выполнением всех обязанностей, принятых образовательной организацией в статусе ББЖ. Этот этап наиболее продолжительный из всех. Более того, он не закончится никогда, потому что выполнение обязанностей по заполнению электронных журналов – это то, в чем и состоит отличие школы ББЖ от тех организаций, где бумажные журналы еще ведутся.
Когда школа в действительности перешла на безбумажный вариант ведения журналов успеваемости, это напрямую отражается на своевременности внесения информации об успеваемости в электронный журнал и, следовательно, эти данные можно отследить и измерить.
Более того, школа ББЖ – это не только администрация и коллектив педагогов. Школа ББЖ – это, прежде всего, образовательный ресурс, объединяющий учителей, детей и родителей. Он обладает большим потенциалом, который необходимо реализовывать.
К сожалению, здесь не может быть конкретных рецептов – каждая школа самостоятельно решает каким образом вести образовательный процесс, в каждой школе есть свои особенности работы и организации общения между участниками процесса обучения, но здесь мы можем подсказать несколько направлений деятельности по организации такой среды.
Переход школы на ББЖ – это серьезный шаг, который не только дает образовательной организации новый статус и возможность заявить о себе как об успешном участнике информатизации образования, но возлагает на школу большую ответственность. Переход на безбумажный вариант ведения журналов успеваемости означает, что привычные формы ведения отчетности уходят в прошлое и на смену им приходят электронные журналы, которые полностью заменяют бумажные.